Реставрация иконы.
Не так давно Павле Морозов завершил реставрацию старинной иконы 19 века. Фактически можно сказать, что было отреставрировано две иконы, так как данная реликвия была двусторонней. На одной стороне был изображен Николай Чудотворец, а на другой – Божья Матерь с младенцем.
Для хранения такого вида икон обычно предусмотрены полые киоты, к которым можно подойти с двух сторон. Но наш заказ долгие годы провисел на стене и сторона с Божьей Матерью все время соприкасалась с ее поверхностью. Она больше всего и пострадала от перепадов температуры поверхности, сырости и трения, так как на этой стороне наблюдалось сильное отслоение левкаса.
Можно сказать, что реставрация икон – это одна из самых сложных областей реставрационного искусства. Связано это с тем, что помимо того, что мастер должен обладать глубокими знаниями иконописи, изобразительного искусства, реставрационного дела, но и иметь большой опыт, высокое мастерство и глубокое духовное уважение к предмету искусства.
Реставрация нашей иконы велась почти три месяца. Это был кропотливый и тонкий труд, так как при реставрации святых образов очень важно восстановить утерянное, но не испортить оригинальное.
Написана икона была маслом, сверху покрыта олифой.
Первый этап реставрации – общая проклейка. Специальными кистями наносится теплый рыбный клей. Данная процедура выполнятся для укрепления левкаса.
Позволим себе немного углубиться в терминологию.
Левкас – это основа иконы, грунт для нанесения живописи. Специальный твердый слой, сделанный из смеси мела и рыбьего клея с добавлением льняного масла.
После удаления высохшей миколентной бумаги мы приступили к снятию олифы. Этот процесс еще можно назвать раскрытием иконы, так как помимо защитного слоя удаляются все пылевые загрязнения, а так же следы предыдущих неудачных реставраций.
И как раз в ходе этого этапа на стороне Божьей Метери было обнаружено, что икона уже подвергалась восстановлению, так как имелись следы записи.
Они так же были аккуратно удалены.
( сторона Николая Чудотворца ранее не подвергалась реставрации).
Следующий этап – это восстановление утрат.
Сначала восстанавливаются левкас. Необходимо тем же составом устранить трещины, сколы и неровности. Во время этапа очистки были обнаружены несколько прожжённых мест, заделанные воском. Мы аккуратно расчистили эти повреждения и восполнили утраченный левкас.
Переходим в живописи.
Основной особенностью при реставрации икон является то, что необходимо восстановить утерянное, не затронув оригинальное. То есть дописываются только утерянные фрагменты. В нашей иконе лики святых практически не пострадали, а вот на стороне Божьей Матери все, кроме ликов пришлось дописывать.
Отреставрированная сторона иконы. Николай Чудотворец.
Последний этап – покрытие лаком.
Павел Морозов долгие годы занимался писанием икон, а в нашей мастерской этот вид реставрационных работ появляется крайне редко. Поэтому он был особо рад, что пришлось снова поработать с живописью для икон.
Отреставрированная икона 19 века. Боюья Матерь.
У деревянной основы ( липа) были восстановлены сколы на углах.
Возвращайтесь на наш сайт чаще. Подписывайтесь на наш Instagram, Facebook, Twitter и приходите в гости.
Реставрационная мастерская Виктора Морозова.
Реставрация мебели. Золочение. Восстановление лакокрасочных покрытий
Если вам понравилась эта статья, то будем признательны, если вы поделитесь ей в своих соц.сетях.
- Старинный буфет 19 века в стиле ампир до реставрации.1
- Реставрация и история буфета конца 19 века.1
- Итоги реставрации буфета конца 19 века (Россия)1
- Подборка наших видео о том, как реставрируется старинная мебель1
- Кресло рубежа 20 века - ДО РЕСТАВРАЦИИ1
- Обеденный стол начала 20 века с сюрпризом.1
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии (0)